Typetersburg глазами UX дизайнера 2

 

Итак, главная новость: Typetersburg стала ежегодной конференцией и фестивалем. Большое внимание было отдано вариативным шрифтам, показанные интерактивные эксперименты выглядят просто потрясающе. И главное, поддержка вариативных шрифтов скоро станет частью спецификации которую будут поддерживать все браузеры. Также думаю, вам интересно будет посмотреть на отчет с прошлого года (Typetersburg глазами UX дизайнера). Если отбросить какие-то технические мелочи, то стало больше, лучше и интересней. Сергей Рассказов большой молодец! Также опубликовано

А теперь по порядку (материала много, но оно того стоит, советую досмотреть до конца). Так же доступна запись трансляции: день 1 и день 2.


День первый

Белое на черном

Открывал конференцию Филипп Неймеер из Берлина, который рассказал о своих экспериментах со шрифтом.

Лейтмотив презентации цитата Питера Верхеля: все выглядит красиво в черно белом цвете. Яркий, пропитанный самоиронией рассказ об улучшении шрифта и о процессе, потому что, когда результата еще нет, нужно не зарываться, а продолжать пробовать. Делать наброски — значит думать, — еще одна цитата из выступления Филиппа.

Кстати, у него классный блог на тамблере, подпишитесь!


Типографика в движении

Продуктовый дизайнер Readymag — Стас Акинфин рассказал об использования этой платформы для экспериментов со шрифтами и типографикой. Широкие анимационные возможности вкупе с возможностью привязать их к скролу дают простор для творчества. Честно говоря, был удивлён, что аудитория в большинстве не была знакома с инструментом. Если вы еще не знаете, что такое Readymag, то самое время начать.


Шрифты Адриана Фрутигера

Доклад Евгения Юкечеева о всемирно известном типографе в меру биографичен и дает историю возникновения его основных шрифтовых работ.

Интересный вопрос был на круглом столе: есть ли смысл использовать выверенную швейцарскую систему для создания гуманистических шрифтов, ведь в этом случае шрифты получаются слишком механическими. Резюме такое: иногда это происходит, потому что дизайнеры слишком ленивые.

Гораздо больше Евгений рассказал на следующий день, воспользовавшись свободным микрофоном. Речь шла о подходе Макса Билла и его системе с пятью четырехцветными центрами.


Types of Characters and Characters of Type

Очень энергичное и четкое выступление Гаянэ Багдасарян из небольшой шрифтовой студии brownfox. Ребята работают удаленно: она в Берлине, а ее напарник в Алма-аты.

Когда ты устал от своего коллеги, ты просто берешь и выключаешь скайп.

Доклад мне очень понравился, он был очень емкий на смыслы, привожу выжимку.

Не можешь найти идею — не делай шрифты. Зачем делать кучу одинаковых шрифтов?

Интересный вопрос прозвучал перед докладом во время технической заминки. Если в экранных интерфейсах модулем является палец, в архитектуре и дизайне — человек, то что является модулем в шрифте?

В шрифтах есть буквы и в них графемы, при проектировании шрифта система графем является модулем

Производство шрифтов доступно каждому. Единственная причина зачем делать шрифты — это найти свежий уникальный образ. Шрифт должен быть традиционный (имеется ввиду, для набора текста). Получается, что нужно сделать шрифт одновременно старым и новым.

Метод, который они используют, это метод микширования.

Изготовление шрифта, как приготовление борща, нужно взять овощи, помыть, порезать, взять нужное количество

Гаянэ сомневается, что какая либо программа или искусственный интеллект могут чувствовать эпоху, но нарушать ее традиции в меру.

Это все про человеческие чувства. Шрифты создаются людьми и для людей. Любой позыв к творчеству — это человеческое состояние.

Хоть кириллица и похожа на латиницу, но она сильно от нее отличается, потому что в кириллице количество выносных элементов значительно меньше. Набор кириллицы похож на рельсы шпалы, и нужно постараться, чтобы сделать набор читабельным. Система графем имеет свой характер: кириллица более жесткая и брутальная, у нее меньше округлых форм.

Начинают проектировать с латинской части. Ищут характеристики, которым должен соответствовать шрифт (например: сложный, экстравагантный, элегантный, строгий, провоцирующий, с металлическим привкусом, колючий, натуральный, вычурный). Но иметь классическую основу. Собирают отзывы на шрифт перед релизом и проверяют, совпадают ли ожидания и реальность.

Хорошо, когда дизайнер шрифта всесторонне образован. Это всего лишь буквы, но этот опыт перетекает в них.

Создание шрифта — это ремесло, которое при определенных обстоятельствах может стать искусством

Все шрифтовики знают как делать шрифты для того, чтобы решить все эти технические моменты (низкое разрешение экрана, быстрая считываемость и т.д.)

Но, почему-то, создаются новые, и в них есть потребность?

Новые шрифты создаются потому, что люди хотят играть. Все это — такая большая игра. Люди хотят играть и поэтому создают новое.

Гаянэ не видит, как можно применить вариативные шрифты

Шрифтовик видит гораздо лучше любого пользователя


PlayType

Когда они решили создать отдельный бренд для дистрибуции шрифтов, то придумали идею открыть офлайновый магазин, в котором человек с улицы мог зайти и купить типографику в виде какого-то офлайнового объекта. Это интересная история, потому что им пришлось поломать голову, как привлечь обычного посетителя, а не искушенного шрифтовика в свой магазин.

В итоге в инстаграме люди постят фотки их шрифтов, которые размещены на вещах по хештегу #playtype. Безусловно, это чистый маркетинг, но подробность их фирменной гарнитуры Berlinske поражает:


The Brush Stroke

Мастер своего дела — каллиграф Винсент де Бeр, смотря на работы которого, ты не понимаешь, как это можно было делать руками.

Из интересного он левша, поэтому его техника значительно отличается от принятых канонов. Ему приходится по другому держать кисть, писать задом наперед, иногда он разрезает свои работы, чтобы выправить межбуквенное расстояние.

Кстати, в Петербурге в ДК Громов еще идет выставка его работ.


День второй

Как (и почему) мы делаем шрифты?

Геннадий Фридман из Паратайп рассказал о тенденциях на рынке шрифтов и чем занимается их студия. Очень хороший структурированный доклад.

Рынок делится на:

  • Узконаправленные шрифты для решения каких то задач по набору текста
  • Фестивальные шрифты для самовыражения

Есть интерес к не латинской письменности, просто потому что в латинице сделано уже очень много, поэтому студии из Европы начинают делать кириллицу.

Пользователю очень тяжело разобраться в большой массе похожих шрифтов

Тенденция появления на российском рынке малых магазинов

Чем занимается Paratype?

  • Тиражные шрифты
  • Заказные шрифты
  • Заказные технические работы (наполнить глифами, отхинтовать)
  • Поддержка и переработка старой библиотеки (Цифровые шрифты, которые создавались еще в девяностые. Особенно с учётом требований вариативных шрифтов.)

У паратайпа есть свой автохинтовщик для Fontlab, результаты работы которого, в отличие от гугловского, можно вручную подправить.

Видеть — не значит читать

Шрифт нетрадиционного рисунка тормозит процесс чтения. Если человек разглядываете буквы, то он как бы их рисует.

Многие шрифты используются по незнанию.

Вариативный шрифт будет ориентироваться на браузер конечного пользователя ориентируясь на разрешение экрана.

Показали превью интерфейсного шрифта ГОСТ UI, который делается для дизайн системы РФ.


Вариативность на первом месте

https://baptisteguesnon.eu/

Батиста Ганон показал свои наработки в области скриптинга вариативных шрифтов.

Теперь шрифт это в первую очередь данные

Интерполяция это очень эффективный способ, потому что позволяет уменьшить размер шрифтового файла, в отличие от классического способа увеличения толщины штриха.

Батиста использует библиотеку Plumin.js, которая позволяет работать с параметрами вариативного шрифта прямо в браузере.

Интереснейший эксперимент с точки зрения пользовательского взаимодействия.

Батиста представил демонстрацию, которая отслеживая положение глаз пользователя подстраивает размер шрифта.


От геймификации к анимации

Райнер Эрик — один из создателей шрифтового редактора Glyphs. В первой части выступления он показал насколько сейчас облегчилась работа с векторами.

Текущее ситуация и понимание делает возможным сделать лучшие шрифты за меньшие деньги

Мы лучше понимаем технические особенностей построения шрифта, потому что у нас есть специальные векторные инструменты, которые позволяют оптимизировать шрифты под экран, благодаря хинтингу. Интерполяция позволяет получить вариации глифов различных плотностей. Так же возможно облегчение настройки кернинга, благодаря групповому кернингу по типу глифа. Визуализация курватуры используется для того, чтобы получать более приятные для глаза формы. Это действительно выглядит очень здорово, если раньше все это приходилось делать на глаз, то сейчас алгоритмы подсказывают где ошибка и неровность.

Источник https://yanone.de/software/speedpunk/

Но самое интересно это то, что Opentype позволяют создавать анимационные последовательности из букв, которые воспринимаются очень игриво и фаново.

Райнер применяет это в своей преподавательской и гражданской деятельности.

Есть возможность создавать игры прямо в шртфте, в том числе была продемонстрирована игра, в которой оппонентом пользователю выступает сам шрифт!

Безусловно, это Proof of concept, но, мне кажется, это великолепный инструмент для бренда, чтобы подчеркнуть свою уникальность, чтобы добавить фана и выделится в потоке цифрового однообразия.


Calligrafuturism

Моменты истины на Typetersburg. Можно по разному относиться к фигуре Покраса Лампаса, но он говорит правду, и с этим сложно поспорить. Конечно тот эксперимент, который он проделал, был воспринят аудиторией сложно.

Искренность не должна заменять истину

Именно здесь и сейчас текущее поколение молодых дизайнеров формирует визуальную культуру. И главная опасность в том, что их используют как инструмент. Поэтому, нужно почаще задавать себе вопросы подобные этим:

Ради чего мы все делаем?

Делаем ли мы то, что нам действительно хочется?

Будет ли зрителю известно наше имя?

Бренды вбирают в себя все лучшее и их можно назвать искусством. Но и человек стал брендом, а значит — это искусство.


Кинетическая типографика

Дмитрий Карпов рассказал о своих экспериментах с объемной типографикой. Он любит, когда вещи разговаривают с человеком через действия. Работа с объемом как никогда актуальна, AR и VR не за горами, уже пора начать об этом думать (и бежать на курсы BangBangEducation, BHSAD и ScreamSchool, нет правда, они молодцы).

Подвижность слов определяющих смысл. Эмоциональность сообщения, которая проявляется через характер движения.

Если когда то шрифт создавали для того, чтобы экономить издателю краску, то сейчас доступность текста изменило отношение к его качеству.

Был показан интересный пример генеративного шрифта, который меняется в зависимости от изменения какого-то параметра, например, изменение аудитории.


Графические знаки оттепели

Владимир Кричевский признанный мэтр отечественного шрифтового дизайна показал отрывки из своего нового проекта — книги, посвященной графическим знакам периода хрущевской оттепели. В графическом смысле эта оттепель совпала с оттепелью политической. И на примере обложек к сборникам стихотворений и беллетристике появился локальный графический стиль.

В роли дизайнеров тогда выступали маститые рисовальщики-иллюстраторы. Звучали имена таких художников:

  • Сергей Михайлович Пожарский
  • Владимир Васильевич Медведев
  • Борис Генрихович Крейцер

Конференция закончилась беседой с Владимиром Григорьевичем и его простым советом, которому следует прислушаться, для того чтобы не создавать с оглядкой на запад, а делать что-то свое:

У нас должны быть свои песни


Таким я увидел Typetersburg 2017, до встречи в следующем году.