Что делать ux дизайнеру на главном городском событии посвящённом типографике? Для меня это стало, в какой-то мере, откровением, — текущие тренды UX пересеклись с трендами в типографике.
А теперь по порядку. ***** Также опубликовано
Шрифт сегодня
Илья Рудерман и Юрий Остроменцкий рассказали о тенденциях в шрифте.
Влияние мессенджеров. Точка стала проявлением агрессии в общении через мессенджеры.
–Спасибо.
Молодым нравятся стихи, они короткие, их легко читать. К вечной паре Ариала и Таймса незаметно подкатил Робото
Технологии позволяют фигачить завитушечки прямо в шрифте, тогда как 10 лет назад это бы дико тормозило. Качество экрана приблизилось к бумаге.
UFO — контейнер шрифтовых данных, open source (проект компании Adobe Sans Source), цель которого создать шрифт для всех языков мира, создаётся с помощью коллаборации и системы контроля версий github
Эпоха постмодернизма. Началось столкновение и смешивание всего подряд. Сильный тренд смешение веба с эдиториал дизайном. Интересны переосмысление и интерпретация.
Ленивый дизайн. Количество шрифтов так велико, что бери любой , поставь букву покрупнее и дизайн готов. Было иронично увидеть подтверждение этому тезису в работах гостей из Скандинавии, но о них чуть позже.
Наглость. Шрифтовики забивают на нерушимые правила, в результате получаются интересные работы.
Шрифты дешевеют. Фрагментация побеждает огромные шрифтовые семейства, теперь достаточно пары начертаний, чтобы можно было брать шрифт в работу. Шрифты используются сезонами.
Шрифтовая студия все равно что музыкальный лейбл.
Эра эмодзи в шрифте — какашечка конденсед, какашечка экстра болд.
The new era of traditional sign painting
Якоб Энгберг Петерсен (@CopenhagenSigns) из Голландии долго рассказывал о возрождении ручного производства вывесок.
Здорово, что он начал с исторической интерлюдии, жаль, что слайдов не было.
- От Египта к антикве 19 века
- Расцвет рекламы
- Комбинирование артистов художников плотников
- Изобретение парового механизма
- Индустриализация
- Расцвет магазинов
- До 60х рисование было единственным способом создания вывески
- Изобретение плоттера
- Художники Бросили кисти в 70–80
- 80е Рукотворное создание умирало
- 90е цифровой принтер (повлиял также на фотографию)
- В Копенгагене в 21 не было компании которые создавали вывески в ручную.
Короче, он хотел просыпаться утром, брать кисти и херачить вывески собственно, — он этого и добился — МОЛОДЕЦ
Его основные заказчики - кафе, тату салоны, фэшн, фестивали. Ручные вывески создают, чтобы отделить себя от бренда, показать свою уникальность. Сделать бренд более human touch и be stronger.
Якоб использует инстаграм как основной инструмент продвижения и развития.
Type design as speculative fiction
Никлас Экхольм из Kokoro&moi, которая активно использует со-design в своих проектах. Впрочем и без этого у них есть на что посмотреть. Шрифт Hello Ruby для книги которая учит детей программированию делали буквально руками: вырезая ножницами из бумаги.
http://www.kokoromoi.com/Peggo/ Смешной внутренний шрифт, а в итоге — он на обложке GQ
Кастомный шрифт как элемент фирм стиля: букву побольше и вперёд. (Но они крутые, им можно)
Open random process
Новая интерпретация co design позволяет создавать очень глубокие проекты.
Обозначили начальную форму (круг), а потом устроили митапы для обычных людей, где они рисовали интерпретации. Потом собрали паттерн и использовали как основной элемент фирменного стиля.
То же самое для шрифта страны (просили людей присылать селфи, аватары и рисунки, потом обрабытывали их в дутоновые картинки)
Симбиогенез
Самое невероятное что это смешение дизайн систем и co design исходит из сущности всего живого.
1+1=3
В биологии есть термин симбиогенез, т.е. некоторые вещества образуются в результате симбиоза. Яркий пример — это митохондрии, которые получились в результате сосуществования анаэробных бактерий и эукариотической клетки. В человеческую клетку попадают внешние бактерии, которые за счет взаимной выгоды учатся сосуществовать, и она мутирует во что-то третье.
Можем ли мы считать эту клетку попрежнему человеческой? Спустя века эволюции на этот вопрос легко ответить, ведь по большей части мы люди. Сомнений быть не может. Это базовое, поистине животное сравнение, четко показывает всю этику дизайн процесса построенного на вбирании в себя всего внешнего. Подобное сосуществование делает очень крутые вещи иногда эволюционные.
Type is an Illusion
Сами Кортемяки из скандинавской underware продолжил научную тему, но на более близком к аудитории уровне. Речь шла о восприятии. Наш мозг умеет анализировать ошибки и выбирает варианты исходя из контекста и опыта.
В графике это выражается в иллюзиях, которые наше восприятие анализирует и выбирает подходящую форму. Знаменитая лестница Пенроуза и работы Эшера тому яркие примеры
Существуют Figure ground illusion и Single ground illusion, подробнее у них на сайте в статье:
Tripper font
Liza lettering
Штифтовая Система Duos
Это целая шрифтовая система построенная на основе иллюзий.
Duos показывает полиморфы для глифов, позволяя трансформировать введённые слова в иной смысл, что может банально использоваться как мощный элемент фирменного стиля. К примеру, слово Russian содержит в системе duos полиморф Passion.
Важно отметить, что у них не было мысли изначально делать такую мощную систему. Все началось со скромного эксперимента.
Но в ходе работы над подобными мелочами они поняли, что можно превратить это в нечто колоссальное. К сожалению, проект в глубокой бете и референсов пока нет.
Дизайн и украшательство
Ольга Васик подняла тему украшательства. Декоративные элементы забивают суть. Отбрасываешь блестки и остаётся только некрасивый горб.
Для чего используют декорирование?
- Привлечение внимания
- Драпировка недостатков
- Создание образа и характера
- Создание узнаваемого стиля
Вкус чтения и вкус набора
И в завершении конференции просто потрясающий разговор с Юрием Гордоном о вкусе, который обретает текст, который дизайнер передаёт тексту при наборе, который появляется у читателя при чтении.
Сейчас в эпоху засилья простоты читатели лишены возможности ощущать интересные эффекты, которые даются при визуальном чтении. Форма буквы создаёт атмосферу чтения, вкус.
Вкус набора массы текста создаёт некую ауру, заставляет текст вибрировать. В эпоху автоматизации никуда не уходит потребность в побуквенном наборе.
Шрифт как вещь в себе
Важно менять язык
Гордон делает шрифты, которые провоцируют дизайнера набирать текст вручную, одних только амперсандов может 10 штук нарисовать.
Типографика как балет красивенько пляшет 500 лет
Протей
Несколько затянувшийся инструмент от фонтлаба призван автоматизировать шрифт коренным образом, изменить процесс создания шрифта, дать полную свободу шрифтовику, в какой то степени проект перекликается с системой duos.
http://yurigordon.livejournal.com/tag/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%B9
Язык композиции
Тема лоскутного одеяла держит всю русскую культуру. Стиль олимпиады в Сочи — неплохая реализация этой идеи.
Итог
Совместный дизайн, алгоритмы, системы, восприятие, самокритика. Короче, с типографикой все отлично.
Kirill Ulitin
Дизайн-кабак
Cамый большой в России журнал про дизайн